Статьи » Рецензия на «Продавец Кошмаров», Коммерсантъ.
Рецензия на «Продавец Кошмаров», Коммерсантъ.
18.01.2007

Борис Ъ-Барабанов


Первые строки нового альбома петербургской группы "Король и Шут" внушают серьезные опасения. "Мой мир огромен, а я так скромен,– поет Михаил (Горшок) Горшенев.– Вся жизнь спектакль – я в ней актер". Сердце замирает от дурного предчувствия: неужели "КиШи" занялись самокопанием и всерьез решили порефлексировать на тему собственного места на сцене и в мире? В следующую минуту можно перевести дух, все осталось по-прежнему. Альбом "Продавец кошмаров" (фирма грамзаписи "Никитин") оправдывает самые радужные ожидания, это очередная блистательная подборка мифов и сказаний, и все ее персонажи – исключительно плод воображения господина Горшенева и его партнера-вокалиста Андрея Князева по прозвищу Князь. Ничего о себе.
  
Предыдущий диск "Бунт на корабле" вышел два года назад, срок для изготовления новой пластинки достаточный, и все равно непонятно, как эти устрашающего вида личности, об алкогольных подвигах которых слагают легенды, ухитрились сложить 16 новых историй, 16 мини-оперетт, композиционно безупречных структур, каждая из которых путем несложной работы либреттиста может вырасти в самостоятельный мюзикл. Или в полнометражный мультфильм, если к делу привлечь мультипликаторов. Даже странно, что "Королем и Шутом" до сих пор не заинтересовались производители киносказок, каталог группы для развлекательного видеопроизводства – неисчерпаемый кладезь. В песнях "Хозяин таверны" и "Джокер" Горшок поет настолько похоже на Михаила Сергеевича Боярского, что ассоциаций с "Тремя мушкетерами" и "Машей и Витей против диких гитар" не избежать.
  
"КиШи" не ограничивают себя в изобразительных средствах, их песни давно переросли формат панковской скороговорки. Если им нужны струнные, они привлекают виолончелистку Лену Тэ, если требуется медь, на помощь приходит главная духовая секция Питера – "Ленинград"/Spitfire. На "Продавце кошмаров" есть даже вполне очевидные заигрывания с диско – "Ром" и "Свой среди чужих". "Король и Шут" 15 лет на сцене, поклонники простят им и такие вылазки на вражескую территорию.
  
"Продавец кошмаров" длится один час и одну минуту, но ни одну из песен альбома не назовешь лишней или перегружающей. Треке на 11-м, на строчке "Писатель Гудвин был творцом со стажем, к несчастью, все его друзья перевелись...", вдруг ловишь себя на том, что слушать эти подростковые страшилки тебе до сих пор не надоело, процесс затягивает все больше и больше, а впереди еще – "Джокер", "Пляски на могиле" и "Город мертвецов". Группа черпает вдохновение во всех возможных хоррор-мифологиях, от Гофмана и Лавкрафта до Стивена Кинга и Найта Шьямалана, однако сами сюжеты целиком принадлежат питерским артистам. Фантазии "КиШей" не видно дна, а исполнительский натиск компенсирует эпизодические стихотворные ляпы. В последние годы меньше всего хочется говорить о "Короле и Шуте" в категориях панк / не панк. Это готовый музыкальный театр, и рано или поздно он неизбежно перерастет рамки рок-комьюнити.