Интервью » Михаил Горшенев: «Мы – просто фанатики, фанатики рок-н-ролла»
Михаил Горшенев: «Мы – просто фанатики, фанатики рок-н-ролла»
07.03.2007


С Михаилом Горшеневым мы встретились в день киевского концерта, за столиком в холле гостиницы. Игнорируя значок перечеркнутой сигареты, Горшок прикуривал одну за другой, эмоционально рассуждая на в общем-то стандартные темы и гораздо дольше обдумывая ответы на вопросы своей аудитории.

- Для завязки поговорим о самом начале. Об истории создания группы написано немало, а вот что двигало вами? Какие были цели и стремления?
- Мы – просто фанатики, фанатики рок-н-ролла. При чем, в 1990м году мы уже были совсем альтернативой «русскому року», мы уже сошли с той колеи, как только поняли, откуда растут корни.

В Питере я познакомился с настоящими панками, металлистами, при чем это были действительно культурные люди, у которых была своя фонотека западной музыки. Да, были известные пластинки The Beatles, Led Zeppelin, но нашлось и немало раритетов, записей, которые очень трудно было найти. Вот с тех пор я и ударился в настоящий рок-н-ролл. Такой, как в Англии, Америке, но больше тяготел, конечно, к английскому и американскому панк-року. Я слушал много разной музыки, но это стиль, который сразу узнаешь. Когда появилось такое течение, как альтернатива (пожалуй, на этом сейчас заканчивается рок-н-ролл), то в формировании этой самой альтернативы немаловажную роль сыграл как раз панк-рок. В конце концов, металлисты сами заиграли панк, и появилось такое течение, как хард-кор.

- А амбиции какие-то были? Стремились вы к тому, что вас назовут лучшей рок-группой, что будете собирать стадионы и т.п.?
- Король и Шут были известной группой еще до того, как нас официально назвали лучшими. У нас сначала вообще не было такого понятия как продюсер, и нам было плевать на популярность, нам просто было в кайф. Мы придумали такую текстовую тему, которую до нас никто не использовал. А это очень сложно, написать текст, в который можно вложить целый сценарий и сочинить припев, который будет подхватываться всеми, это не типичный подход русской рок-поэзии. Ну а музыка.. панк-рок и все, что от него исходит.

- Ок, панк-рок... Понятно, что дело музыканта играть, а не определять стили..

- Ну почему, я вот разбираюсь очень хорошо в стилях, разве что к металлистам лезть не стану, а так вполне ориентируюсь

- И какой бы вы нашли самый короткий термин для музыки, которую играете?
- А что тут говорить? Все направления панк-рока играем, но это еще и от альбома к альбому меняется. Вот «Бунт на корабле» - панк-металл, как он есть. Но в центре, конечно, классический панк-рок. Кстати, большое влияние на нас оказали Ramones.

- А нужно ли, по-твоему, как-то выражать внешне свои музыкальные пристрастия, в имидже, в одежде, как музыканту, так и слушателю? Насколько это важно и нужно?
- Слушатель по большей степени притворяется. А вообще это личное. Я вот стараюсь одеваться больше в черное. Просто потому что нравится.

- Ну а к внешнему виду своих фанатов как относитесь?

- Это смотря какие. На самом деле их такое разнообразие, и в каждом городе они разные. Есть вообще полный мрак: лица красят непонятно чем...это в основном в глубинке, в небольших городах.

- В продолжение темы, опиши своего слушателя, эдакий собирательный образ человека из аудитории, для которого вы творите, играете и кому хотите быть понятны?
- Сложно сказать, все меняется. Но самое драйвовое – это когда начинается пого. Смотришь на это со сцены и понимаешь, что это не малолетки, а действительно понимающие люди. Так что, самый любимый слушатель – это человек более взрослый, от двадцати, скажем так.

- А сам на концерты ходишь? Кого бы пошел послушать?

- Да хожу иногда, но узнают же, сразу пальцем показывают – неуютно как-то.

- А из молодого поколения слушаешь что-то?

- Да, F.P.G., например.. Мало вообще-то. Тролль Гнёт Ель еще слушаю. Сейчас уже не как раньше, когда была более плотная тусовка. Хотя, за молодыми слежу. Вот Amatory слушаю, но F.P.G. больше люблю и хочу, чтоб у них все было классно.

- Какую музыку ты можешь назвать перспективной и актуальной или рок-н-ролл таки мертв?
- Да это просто понты и пустые фразы, когда уже не знают, что сказать. Сейчас вот эмо выбиваются вперед. И хорошее эмо это круто. Ска-панк еще люблю. Вообще люблю, все, что касается панка (смеется).

- Ты в музыкалку не ходил?
- Не-а.

- А как вообще относишься к необходимости муз. образования и муз. грамотности?
- Ноты нужны для армии и для больших оркестров, когда много народу и на пальцах им не объяснишь, что и как сыграть. А в группе без этого можно обойтись. Хотя иногда тоже до маразма доходит. Когда вообще все можно в компьютер забить.

Я-то электронную музыку люблю, но ди-джеи сейчас вообще обнаглели, считают себя музыкантами. На каком основании? Я не понимаю, как они вообще живут и за что деньги получают.

Да, так вот оркестр. У них есть дирижер, нотки расписаны, все автоматически. А для музыкантов это плохо. В группе все на словах объясняется. Напел мелодию и все ясно, так и сочиняется.

- Как «так сочиняется»? Откуда берется импульс?
- Услышу какую-нибудь офигенную музыку, и появляется желание сделать что-то классное самому.

- И к чему стремишься лично ты и к чему стремится группа на данном этапе, когда уже есть опыт, когда уже есть своя аудитория?
- Хочется сделать то, о чем мечтали. Когда мы начинали, когда еще не писали песни-истории, а были в течении русского рока, получалась какая-то политическая муть, и от этого воротило, хотелось другого. Но получилось тоже не сразу, но когда удалось, мы поняли, что это именно то, что нам нужно.

- А не было за это время таких моментов, когда хотелось все бросить и заняться чем-то другим?
- Критические периоды – это моменты, когда мы с Князем спорим, когда между нами возникают разногласия, ведь все, что мы делаем, мы делаем вдвоем. Но как только мы договариваемся, все сразу становится нормально.

- Не задумывался еще, что будешь делать лет так через десять?
- Когда мы начинали играть мы вообще не думали, что будем популярны и не особо волновались о том, что будет дальше. Более того, я даже не рассчитывал, что доживу до сорока. Самое главное – получать кайф от того, что ты делаешь. А если тебе не кайфово, тогда зачем это все?.

Собственно, так мы жили, так и живем. Я бы сказал, как и Кинчев, что просто другого ничего не умею.

А когда вспоминаешь все, что было, весь тот андеграундный период и видишь, что сейчас-то ты работаешь, что сейчас это твоя работа, то самое, от чего ты пытался уйти, думая, что рок-н-ролл это не работа. Хотя, работой можно назвать только гастроли, когда даешь много концертов, а все остальное время просто занимаешься собой.

- Ты никогда не хотел иметь свою собственный Фан-клуб на подобии «Армии Алисы»? Чтобы он постоянно ездил с вами в туры.
- А у нас и так есть такие поклонники, которые ездят за нами. Только вот специально что-то делать… Не хочу сказать о Косте ничего плохого. Но вот брать и специально вербовать людей мне было бы не приятно. Тем более что группа исповедует идеалы свободы и анархии. Правда вот многие не понимают что такое анархия. Они считают, что анархия – это полная свобода для себя. Они не понимают. Что это свобода, когда ты своей свободой не делаешь плохо никому вокруг. Вот что такое анархия.

- Знаете ли вы кто ваш первый Фан в Украине?
- Неа, не знаем.

- Кто для тебя слушатель, кто поклонник, кто фанат?
- Бредня какая-то. Фан – это как в футболе, одна группа и всё. Поклонник более осторожно ко всему относится. Кстати, у поклонников есть момент, которого не хватает фанатам. Поклонники замечают те вещи, на которые фанаты просто не обращают внимания. Им что не сделай, всё круто. А поклонник может что-то полезное сказать, посоветовать. Слушатель, ну это что-то из разряда: «А это которые поют про «Мясо ели мужики» поют, о круто!». И на этом всё.

- Вы простили киевским панкам ваше первое выступление в Украине, когда вы делили сцену с Гражданской Обороной?
- А чё, круто было.

- Я имею в виду моменты когда в вас бросали сидениями и освистали.
- Не, это может просто кто-то выбежал на сцену обняться. Другого не помню. Чтобы в меня кто-то чем-то бросил на сцене?! Ты себе ваще представляешь такое?!

Я помню только одну разборку и то в Питере, когда The Exploited приезжали. Мы уже тогда были культовой командой. И когда я видел, что в «Наив» и «Тараканов» бросают банками, я офигел и был готов ко всему. И тут кто-то мне fuck  показал. Я без разбору как прыгнул с 5-ти метровой высоты в толпу. Задел кого-то по лицу ногой, и давай по морде лупасить того чувака, тот в свою очередь лупасит меня, немаленький такой попался. Жалко было что менты налетели, ну думаю, спровоцировал драку. Но хорошо, что концерт не сорвался.

Я ваще не помню в Киеве неудачных концертов.

- Кто по вашему мнению в мире король, а кто шут?
- В мире? Не лезу туда, не интересно. Я вообще считаю, что артист – это барон Мюнхгаузен, это шут – он смеётся над всеми. А король – это тот, которого вешают, мне такое не по нраву )). Может в попсе есть примадонны, звёзды всякие. А в роке… Ну попробуй сказать, что ты король. Это неприемлемо!

- На пенсию пора…
- Именно!

- Что изменилось в ваших взглядах? Раньше вы были более образными в текстах.

- Ну не знаю. Сознание не сколько не изменилось. Разве что звук изменился. Хочется делать фирменный саунд, чтобы мы хорошо звучали. Не металлически, но тяжело. А тексты Князь как писал хорошие так и пишет. Если хочется посмеяться, он пишет, чтобы посмеяться. А если подумать – так подумать. Чтобы всё было сразу понятно. Он не Гребенщиков, над текстами которого потом сидишь и думаешь, что же он такого хотел сказать, и потом получается 300 трактований. В наших песнях понятно всё. Нинужно никакой космос искать. А по существу, если музыка галимая, то и текст получается галимый, всё взаимосвязано.

- Горшок, ты бы расстался со своими волосами?
- Буду лысеть – расстанусь. Это даже стильно )). Вообще я постоянно стригусь перед началом тура, а к концу вновь заростаю.

- Ты болеешь за «Зенит»?

- Я вообще не очень увлекаюсь футболом. Но чемпионат мира и Европы посмотреть могу. Футбол в нашей стране вообще то не люблю из-за скинов. Мочить их вообще надо. Это же натуральные фашисты.

Я вот помню времена, когда я активно панковал, тогда были гопники. А теперь, когда я вижу всё со сцены, так те же гопники, только в гадах и с подтяжками. Да ведь если разобраться, скинхэд – это лысый панк, только довольно агрессивный. А сейчас они себе какую-то идею придумали, на самом же деле они ничего не знают.

- Был ли на самом деле Вячеслав и спал ли он в гамаке?
- Эта история случилась когда Князя в армию забирали. Да ваще, тогда все уходить собирались. Первым должен был идти я. Ну все и собрались, а я не пошёл. Подстава получилась. Андрюха мне все тексты свои оставил, чтобы я с ними что-то сделал. Ну вот смотрю я значит какое-то странное четверостишие, взял, досочинил его. Вот и получилась песня. Точнее зарисовка. Это потом уже она стала песней. Мы вообще стараемся картинки делать, а не песни.

- Ты смотришь мультики?
- Да, один из моих любимых – «Футурама». Робота Бендера очень люблю. А вот советские не люблю, мрак они на меня нагоняют. Более менее мульбтик про Казаков. Вот сейчас делают мультики, теже Симпсоны чего стоят.

- Смотрел фильм «Остров» Мамонова?
- Начал, но небыло времени досмотреть.Я вообще Мамонова очень люблю, толковый мужик.

- Ты слушаешь свои песни на досуге? Какой любимый альбом?
- «Будь как дома путник» - самый концептуальный. Сейчас слушаю «Продавец кошмаров» - самый удачный по звуку. То что хотелось, то и получилось.

«Бунт на корабле» хотели сделать хардкоровым, но не получилось. А «Продавец» совсем другое дело. Всё в нём мне нравится.

- Нравится Пэрис Хилтон?
- (заливается смехом) На первом месте! А вот Собчак я не люблю.

- Любимый напиток?
- Обожаю крепкое пиво. Могу пить его до отключки.

- Твой самый большой кошмар?

- Ну даже не знаю. Большой страх вызывает вывих позвонка на сцене, когда начинаю там прыгать и казиться. Боюсь голос сорвать.

Я вообще ненавижу, когда мне начинают что-то парить. Боюсь верующих, у которых психоз, настроенный пасторами. Некоторые даже не знают, что крест – это символ страданий. Хотя я и уважаю все религии. Больше всего протестантов. Мартин Лютер, вот это человек был! Опустил самого Папу Римского. Взял и перевёл Библию чтобы люди верили в бога, а не платили деньги попам.

Дмитрий Падаван, Юлия Коломиец
Киевский Рок-клуб